Введение
Огромная загруженность учащихся по выполнению учебной программы
в школе и дома, стремление к овладению компьютерны-ми знаниями, иностранным языком,
многочисленные телесериалы и т.п. способствуют снижению двигательной активности
детей. С дру-гой стороны, неумение ребят найти себе занятие по душе, конфлик-ты
с родителями, учителями толкает их на улицу, в подъезд и, в кон-це концов, приводит
к сигаретам, алкоголю, наркотикам, СПИДу. В итоге все больше и больше снижается
уровень физической подго-товленности школьников и увеличивается число детей с различными
отклонениями в состоянии здоровья и поведения.
Лишь около 10% выпускников школ считаются здоровыми, 40% имеют хронические
заболевания. За период обучения число школь-ников с нарушениями опорно-двигательного
аппарата увеличивается в 2 раза, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта в 3
раза, ор-ганов зрения в 5 раз, нервно-психических расстройств в 2 раза и т.д. Особенно
неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся на-блюдается в школах нового типа
колледжах, гимназиях. Данные призывных комиссий военных комиссариатов свидетельствуют:
ка-ждый третий юноша призывного возраста не может быть призван на военную службу
по состоянию здоровья, еще около 40% отнесено "к условно годным для несения
военной службы с ограничениями". Один процент российских подростков в возрасте
15-17 лет имеют диагноз - алкоголизм, токсикомания, наркомания. В несколько раз
возросла подростковая преступность. Из-за слабого физического развития молодых женщин
количество нормальных родов составляет лишь 34%,11% женщин родили с помощью кесарева
сечения. Сни-жается качество здоровья новорожденных. (Вавилов Ю.Н., Голубев А.И.,
Голубева Г.Н., Зыятдинов К.Ш., Низамов И.Г. и др.).
Уже в ближайшем будущем эти подростки станут родителями, поэтому
их здоровье определяет здоровье следующих поколений. В сложившейся ситуации с целью
формирования потребности и уме-ния быть здоровым: принят Федеральный закон "О
физической куль-туре и спорте в Российской Федерации"; изданы: указ Президента
Российской Федерации "О целевой спортивно-оздоровительной про-грамме "Президентские
состязания", приказ Министра общего и профессионального образования Российской
Федерации "Об утвер-ждении временных требований к обязательному минимуму содержа-ния
основного общего образования"; разрабатываются: "Примерная учебная программа
по физической культуре"; "Концепция содержа-ния общего среднего образования
в сфере физической культуры в 12- летней школе" (в дальнейшем: "Закон
о ФК и С", "Президентские со-стязания", "обязательный минимум",
"Программа", "Концепция").
Основными задачами физического воспитания в школе опреде-лены:
- формировать у учащихся знания о культуре тела, общих осно-вах физкультурной деятельности,
особенностях выполнения физи-ческих упражнений и развития физических качеств, их
роли и зна-чения в укреплении здоровья и организации здорового образа жизни;
- расширить и развить двигательный опыт;
- формировать умения и навыки самостоятельного выполнения физических упражнений
функционально направленных на профи-лактику здоровья, коррекцию телосложения, формирование
пра-вильной осанки и культуры движений, расширение функциональных возможностей основных
жизненно важных систем организма, повы-шение их адаптивных свойств на основе направленного
развития фи-зических качеств и двигательных способностей;
- содействовать формированию индивидуальных психических черт, правил и норм этического
и нравственного поведения; высокой социальной адаптации в процессе коллективного
общения, занятий физическими упражнениями и спортивно-соревновательной дея-тельности;
потребности в культуре движений, красивом телосложе-нии, оптимальном физическом
развитии и крепком здоровье.
Анализ вышеназванных документов и, в первую очередь, "Кон-цепции"
выявляет некоторые противоречия в процессе физического воспитания школьников. Одной
из причин пассивного отношения человека к своему здоровью является недостаточный
уровень объек-тивной системы знаний о здоровье, о закономерностях его развития,
формирования, поддержания на оптимальном уровне, об изменениях здоровья, о методах
его коррекции и укрепления, в т.ч. средствами физической культуры, об организации
здорового образа жизни и культурно-ориентированного досуга. (Барышева Н.В., Минияров
В.М., Вавилов Ю.Н., Матвеев А.П.)
Сама идея "научить быть здоровым" , пропагандируемая офици-альными документами
заслуживает всяческой поддержки, но она предусматривает смещение акцента с "развития
физических качеств и обучения прикладным формам физических упражнений , ...с трени-ровки
школьников по физической подготовке, не имеющих для большинства учащихся личностного
смысла... на наделение их зна-ниями , умениями и навыками самостоятельной организации
физиче-ской деятельности по укреплению здоровья и удовлетворению по-требностей в
индивидуальной телесной культуре". (А.П. Матвеев).
При этом необходимо помнить: - о количестве времени, преду-смотренного
программой на предмет физическая культура; - о един-стве теории и практики, т.е.
закреплении полученных знаний в прак-тической деятельности. Школьники должны приобрести
большой объём жизненно важных двигательных умений и навыков, необхо-димых в т.ч.
и для развития коры полушарий головного мозга; по-пробовать свои возможности в различных
видах физкультурной дея-тельности, определить свои природные способности, развить
разно-сторонние физические качества, сравнить их с показателями других учащихся
и на этой основе сформировать своё отношение к физиче-ской культуре и её месту в
будущей своей жизни. Уроки физической культуры часто являются единственной возможностью
для ребенка - утолить свой двигательный голод, дать волю эмоциям. Не каждый имеет
способности, время, волю и, все чаще, деньги, чтобы помимо уроков физической культуры
заниматься в спортивных школах, сек-циях и т.п.
В предлагаемых документах предусматривается увеличение объ-ема теоретических знаний.
Когда же и где ребятам двигаться? Тем более, учебников по физической культуре в
большинстве школ стра-ны нет. Рассчитывать на то, что дети сегодня будут самостоятельно
укреплять свое здоровье, развивать свои физические способности и качества, мне думается,
не совсем реально. Исследования некоторых авторов показали, что 98% школьников с
1 по 11 класс признают не-обходимость дополнительных занятий по физической культуре
и спорту, но занимаются лишь 14% (Барышева Н.В. и др.).
Если ребёнок не прочувствует на себе благотворное влияние физической
культуры, чувства удовлетворения от красивых экономных движений, от "вкуса
пота", не ощутит на деле "мы-шечную радость", радость "маленьких"
побед над соперниками или в борьбе со своей слабостью, не увидит, что систематические
занятия обязательно приводят к изменениям телосложения, улучшению работы различных
систем организма и росту пока-зателей физической подготовленности, то как бы мы
красиво его не убеждали в необходимости и пользе физических упражнений, он, скорее
всего, самостоятельно заниматься не будет. Тем более, "соблазнов" в современной
жизни более чем достаточно.
Поэтому первостепенной задачей в осуществлении физического воспитания
является формирование мотивов и стимулов к занятиям физической культурой и спортом,
учитывая психофизиологические закономерности развития детей в различные возрастные
периоды.
Мотивации (побуждения) - активные состояния мозговых структур, побуждающие человека
совершать наследственно за-крепленные или приобретенные опытом действия, направлен-ные
на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей.
Только воздействуя на все человеческие потребности: биологиче-ские,
социальные, духовные, можно построить целесообразную сис-тему физического воспитания.
Л.И. Божович отмечает, что побужде-ние к действию всегда исходит из потребности,
а объект, который служит ее удовлетворению, определяет лишь характер и направление
деятельности.
Первостепенной задачей для формирования потребности в занятиях физической
культурой, считаю, формирование поло-жительной мотивации.
Более чем 30-летний физкультурно-спортивный стаж (занятия спортом,
работа тренером в ДЮСШ и учителем ФК в школе) требу-ет анализа, осмысления, внесения
корректив в собственную деятель-ность и, возможно, предложить некоторые изменения,
дополнения в разрабатываемые документы.
Данное пособие включает теоретическое обоснование этапов психофизиологического
развития ребенка в разные возрастные пе-риоды. Мы видим, как изменяются его потребности,
что, в свою очередь, вызывает изменение мотиваций в отношении к своему здо-ровью
и физическому развитию. Теоретические положения необхо-димо знать и будущим родителям,
и воспитателям ДОУ и учителю для укрепления здоровья и правильного физического воспитания
де-тей.
На основании изучения теоретических источников и обобще-ния собственного
опыта выделяю некоторые потребности и предла-гаю использовать их для формирования
у детей мотивов к физкуль-турной деятельности и заботе о собственном здоровье, а
так же для привлечения их к систематическим целенаправленным занятиям спортом.
Кроме того, рассказываю почему, что и как я делаю практически, ра-ботая учителем
физической культуры, для решения обозначенных выше задач и предлагаю некоторые наработки
в организации и про-ведении спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований
в школе.