Шеблов Геннадий Михайлович - Формирование мотиваций к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности у школьников
На главную
   
 
 
Формирование мотиваций к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности у школьников...>>>

 

Введение

Огромная загруженность учащихся по выполнению учебной программы в школе и дома, стремление к овладению компьютерны-ми знаниями, иностранным языком, многочисленные телесериалы и т.п. способствуют снижению двигательной активности детей. С дру-гой стороны, неумение ребят найти себе занятие по душе, конфлик-ты с родителями, учителями толкает их на улицу, в подъезд и, в кон-це концов, приводит к сигаретам, алкоголю, наркотикам, СПИДу. В итоге все больше и больше снижается уровень физической подго-товленности школьников и увеличивается число детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и поведения.

Лишь около 10% выпускников школ считаются здоровыми, 40% имеют хронические заболевания. За период обучения число школь-ников с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 2 раза, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта в 3 раза, ор-ганов зрения в 5 раз, нервно-психических расстройств в 2 раза и т.д. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся на-блюдается в школах нового типа колледжах, гимназиях. Данные призывных комиссий военных комиссариатов свидетельствуют: ка-ждый третий юноша призывного возраста не может быть призван на военную службу по состоянию здоровья, еще около 40% отнесено "к условно годным для несения военной службы с ограничениями". Один процент российских подростков в возрасте 15-17 лет имеют диагноз - алкоголизм, токсикомания, наркомания. В несколько раз возросла подростковая преступность. Из-за слабого физического развития молодых женщин количество нормальных родов составляет лишь 34%,11% женщин родили с помощью кесарева сечения. Сни-жается качество здоровья новорожденных. (Вавилов Ю.Н., Голубев А.И., Голубева Г.Н., Зыятдинов К.Ш., Низамов И.Г. и др.).

Уже в ближайшем будущем эти подростки станут родителями, поэтому их здоровье определяет здоровье следующих поколений. В сложившейся ситуации с целью формирования потребности и уме-ния быть здоровым: принят Федеральный закон "О физической куль-туре и спорте в Российской Федерации"; изданы: указ Президента Российской Федерации "О целевой спортивно-оздоровительной про-грамме "Президентские состязания", приказ Министра общего и профессионального образования Российской Федерации "Об утвер-ждении временных требований к обязательному минимуму содержа-ния основного общего образования"; разрабатываются: "Примерная учебная программа по физической культуре"; "Концепция содержа-ния общего среднего образования в сфере физической культуры в 12- летней школе" (в дальнейшем: "Закон о ФК и С", "Президентские со-стязания", "обязательный минимум", "Программа", "Концепция").

Основными задачами физического воспитания в школе опреде-лены:
- формировать у учащихся знания о культуре тела, общих осно-вах физкультурной деятельности, особенностях выполнения физи-ческих упражнений и развития физических качеств, их роли и зна-чения в укреплении здоровья и организации здорового образа жизни;
- расширить и развить двигательный опыт;
- формировать умения и навыки самостоятельного выполнения физических упражнений функционально направленных на профи-лактику здоровья, коррекцию телосложения, формирование пра-вильной осанки и культуры движений, расширение функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма, повы-шение их адаптивных свойств на основе направленного развития фи-зических качеств и двигательных способностей;
- содействовать формированию индивидуальных психических черт, правил и норм этического и нравственного поведения; высокой социальной адаптации в процессе коллективного общения, занятий физическими упражнениями и спортивно-соревновательной дея-тельности; потребности в культуре движений, красивом телосложе-нии, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье.

Анализ вышеназванных документов и, в первую очередь, "Кон-цепции" выявляет некоторые противоречия в процессе физического воспитания школьников. Одной из причин пассивного отношения человека к своему здоровью является недостаточный уровень объек-тивной системы знаний о здоровье, о закономерностях его развития, формирования, поддержания на оптимальном уровне, об изменениях здоровья, о методах его коррекции и укрепления, в т.ч. средствами физической культуры, об организации здорового образа жизни и культурно-ориентированного досуга. (Барышева Н.В., Минияров В.М., Вавилов Ю.Н., Матвеев А.П.)
Сама идея "научить быть здоровым" , пропагандируемая офици-альными документами заслуживает всяческой поддержки, но она предусматривает смещение акцента с "развития физических качеств и обучения прикладным формам физических упражнений , ...с трени-ровки школьников по физической подготовке, не имеющих для большинства учащихся личностного смысла... на наделение их зна-ниями , умениями и навыками самостоятельной организации физиче-ской деятельности по укреплению здоровья и удовлетворению по-требностей в индивидуальной телесной культуре". (А.П. Матвеев).

При этом необходимо помнить: - о количестве времени, преду-смотренного программой на предмет физическая культура; - о един-стве теории и практики, т.е. закреплении полученных знаний в прак-тической деятельности. Школьники должны приобрести большой объём жизненно важных двигательных умений и навыков, необхо-димых в т.ч. и для развития коры полушарий головного мозга; по-пробовать свои возможности в различных видах физкультурной дея-тельности, определить свои природные способности, развить разно-сторонние физические качества, сравнить их с показателями других учащихся и на этой основе сформировать своё отношение к физиче-ской культуре и её месту в будущей своей жизни. Уроки физической культуры часто являются единственной возможностью для ребенка - утолить свой двигательный голод, дать волю эмоциям. Не каждый имеет способности, время, волю и, все чаще, деньги, чтобы помимо уроков физической культуры заниматься в спортивных школах, сек-циях и т.п.
В предлагаемых документах предусматривается увеличение объ-ема теоретических знаний. Когда же и где ребятам двигаться? Тем более, учебников по физической культуре в большинстве школ стра-ны нет. Рассчитывать на то, что дети сегодня будут самостоятельно укреплять свое здоровье, развивать свои физические способности и качества, мне думается, не совсем реально. Исследования некоторых авторов показали, что 98% школьников с 1 по 11 класс признают не-обходимость дополнительных занятий по физической культуре и спорту, но занимаются лишь 14% (Барышева Н.В. и др.).

Если ребёнок не прочувствует на себе благотворное влияние физической культуры, чувства удовлетворения от красивых экономных движений, от "вкуса пота", не ощутит на деле "мы-шечную радость", радость "маленьких" побед над соперниками или в борьбе со своей слабостью, не увидит, что систематические занятия обязательно приводят к изменениям телосложения, улучшению работы различных систем организма и росту пока-зателей физической подготовленности, то как бы мы красиво его не убеждали в необходимости и пользе физических упражнений, он, скорее всего, самостоятельно заниматься не будет. Тем более, "соблазнов" в современной жизни более чем достаточно.

Поэтому первостепенной задачей в осуществлении физического воспитания является формирование мотивов и стимулов к занятиям физической культурой и спортом, учитывая психофизиологические закономерности развития детей в различные возрастные периоды.
Мотивации (побуждения) - активные состояния мозговых структур, побуждающие человека совершать наследственно за-крепленные или приобретенные опытом действия, направлен-ные на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей.

Только воздействуя на все человеческие потребности: биологиче-ские, социальные, духовные, можно построить целесообразную сис-тему физического воспитания. Л.И. Божович отмечает, что побужде-ние к действию всегда исходит из потребности, а объект, который служит ее удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности.

Первостепенной задачей для формирования потребности в занятиях физической культурой, считаю, формирование поло-жительной мотивации.

Более чем 30-летний физкультурно-спортивный стаж (занятия спортом, работа тренером в ДЮСШ и учителем ФК в школе) требу-ет анализа, осмысления, внесения корректив в собственную деятель-ность и, возможно, предложить некоторые изменения, дополнения в разрабатываемые документы.

Данное пособие включает теоретическое обоснование этапов психофизиологического развития ребенка в разные возрастные пе-риоды. Мы видим, как изменяются его потребности, что, в свою очередь, вызывает изменение мотиваций в отношении к своему здо-ровью и физическому развитию. Теоретические положения необхо-димо знать и будущим родителям, и воспитателям ДОУ и учителю для укрепления здоровья и правильного физического воспитания де-тей.

На основании изучения теоретических источников и обобще-ния собственного опыта выделяю некоторые потребности и предла-гаю использовать их для формирования у детей мотивов к физкуль-турной деятельности и заботе о собственном здоровье, а так же для привлечения их к систематическим целенаправленным занятиям спортом.
Кроме того, рассказываю почему, что и как я делаю практически, ра-ботая учителем физической культуры, для решения обозначенных выше задач и предлагаю некоторые наработки в организации и про-ведении спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований в школе.

        © 2003 г. DS"Venter"