Предложения по повышению эффективности процесса
физического воспитания в школе.
Учитывая этапы психофизиологического развития ребенка и формирование его потребностей,
можно выделить следующие пред-посылки формирования у детей мотивов к физкультурной
деятельно-сти и укреплению здоровья:
1. Направленность на будущее, стремление быть красивыми
и сильными позволяет формировать у старшеклассников потреб-ность к приобретению
знаний и умений для:
- коррекции и строительства красивой фигуры;
- развития физических и волевых качеств: силы, ловкости, вы-носливости;
- ведения здорового образа жизни. Они будущие родители и им не безразлично, какими
у них будут дети.
Для этого необходимо:
а) создать и выпустить учебники, которые должны со-держать: данные об уровне здоровья
населения; основы знаний по физиологии развития ребенка в утробе матери и в дошкольном
воз-расте. О влиянии вредных привычек матери на развитие будущего ребенка. Девушки,
а мамами мечтают стать все, должны это знать и готовить себя к рождению здорового
ребенка и правильному его раз-витию, особенно, в возрасте до 3-х лет; теорию и методику
разви-тия физических качеств; программные требования к уровню физи-ческой подготовленности
(что они должны знать, уметь, какие ре-зультаты показывать); иметь комплексы упражнений
по развитию физических качеств и формированию красивого телосложения и т.д.
Учебник, считаю, нужно сделать единым, совместно
с курсом ОБЖ и здоровья, т.к. цели одни и многие темы перекликаются и до-полняют
друг друга. Основную теоретическую подготовку прово-дить, в связи с малым количеством
уроков ФК, на уроках ОБЖ и здоровья;
б) направленность уроков ФК на строительство красивой фигуры (атлетическая гимнастика,
аэробика и т.п.), на развитие физических качеств и умений, необходимых взрослому
гражда-нину (юношам для прохождения службы в рядах Вооруженных сил и трудовой деятельности,
девушкам для подготовки к выполнению функции материнства).
2. В связи с естественной потребностью детей к движениям,
иг-ре и сенситивным периодом развития координационных способно-стей в возрасте 4-7
лет, необходимо уже в детских садах интенсивно работать в этом направлении, тем
более что в "Законе о ФК" преду-смотрено 8 часов в неделю для физического
воспитания. Важно:
- проведение этих занятий специалистами физической культуры;
- основная направленность занятий на приобретение множе-ства разнообразных двигательных
умений;
- проведение бесед с родителями о необходимости активного двигательного режима ребенка,
о пользе закаливания, о значении личного примера родителей.
3. В начальной школе главным направлением должно
оста-ваться развитие координации, в том числе в игровых ситуациях. При этом нужно
четко расписывать те умения и навыки, которыми необходимо овладеть ребенку; соблюдать
преемственность обучения. Объем теории минимален. Уроки ФК должен вести специалист
в области физического воспитания, а не учитель начальных классов. Развитие координационных
способностей также важно, как и приоб-ретение общеученических умений и навыков,
степень их развития оказывает огромное влияние и на умственное развитие ребенка.
Нужно развивать также быстроту и равновесие. Рекомендуется при-влекать детей к систематическим
занятиям спортом. В "Законе ФК" рекомендуется увеличивать количество уроков
в школе за счет региональных источников. Считаю необходимым увеличение их чис-ла
(до 5-6 уроков в неделю), в первую очередь, в начальной шко-ле.
Учитель должен научиться работать с каждым ребенком и глав-ное внимание обратить
на обучение слабых, медлительных, робких детей. Физическая культура поможет сделать
их активнее, важно именно для них создавать "ситуации успеха".
4. В подростковом возрасте дети начинают осознавать
себя та-кими же, как и все взрослые, ничего не воспринимают на веру, им нужна четкая
аргументация, т.е. нужна теория. Опять нужны учебники, и для каждого ребенка, а
не несколько штук на го-род... Уровень изложения материала в них должен быть доступным
для каждого ребенка данного возраста.
В связи с большим различием детей в уровне полового созрева-ния учителю необходимо
дифференцированно обучать их и оцени-вать результаты деятельности. Необходимо учитывать
главную осо-бенность подростков - стремление занять определенное место в коллективе,
чем-то выделиться, чтобы его заметили..., и ис-пользовать это для привлечения учащихся
к систематическим заня-тиям ФК и спортом.
5. Кроме того, предлагаю в средних и старших классах
сокра-тить базовую часть программы, при этом четко определить по го-дам обучения
(с учетом сенситивных периодов в развитии физиче-ских качеств) минимальные требования,
что должен знать и уметь ученик по каждому разделу программы, какие результаты должен
по-казывать. В предлагаемой "программе" определены требования лишь по
ступеням образования (для выпускников). Переходя из школы в школу, ребенок не должен
стать "белой вороной". У нас есть школы, где перестали заниматься акробатикой
- гимнастикой, лыжной подго-товкой. Определенный стандарт должен быть единым в программах
любой направленности. Выполнив базовую часть программы, учи-тель может развивать
физические качества как несколькими видами спорта (комплексная программа), так и
на базе развития одного из видов, в т.ч. нетрадиционных. Здесь увеличивается творческая
за-интересованность учителя в поиске новых путей и методов физи-ческого совершенствования
учащихся, в т.ч. учет их желаний в обучении средствами того или иного вида спорта.
6. Желательно определить единые тестовые упражнения
для оп-ределения физической подготовленности на весь период обучения, взяв за основу
тесты из учебной программы с направленным разви-тием двигательных способностей (В.И.
Лях, Г.Б. Мейксон. М.: Про-свещение, 1993г.) и увязав их с нормативами "Президентских
состя-заний". Имея нормативы, которые учащиеся должны выполнять 2 раза в год,
на протяжение всего периода обучения в школе, можно проследить динамику развития
физических качеств, при этом дети обнаруживают повышенное внимание к показателям
своего фи-зического развития, стремление улучшить их и, наконец, у школьни-ков вообще
повышается интерес к занятиям физической культурой.
Предлагаю включить в "программу" следующие
тесты:
· Челночный бег 3х10м;
· Бег 60м (30м-мало; 100м-не каждая школа имеет такую дорожку);
· Прыжок в длину с места;
· Бег 1000м (6-минутный бег очень не удобен);
· Подтягивание на высокой и низкой (дев) перекладине (вис на со-гнутых руках хуже
- не практичен);
· Поднимание туловища из положения лежа "пресс" за 1 мин. (за 30 сек.
делают все, чтобы выполнить упражнения в течение минуты - надо постараться);
· Сгибание - разгибание рук в упоре лежа ("отжимание"). Прекрас-ное упражнение,
работают почти все группы мышц (особенно важ-но - работает спина);
· Наклон туловища вперед из положения сидя на мате;
· Метание малого мяча в I-IX классах, гранаты в X-XI классах;
· Лыжные гонки (1,5км), в старших классах 3-5км;
· Легкоатлетический кросс 2-3км в 9-11 классах;
· Плавание 50м.
Тестов вроде бы много, но они не требуют дорогостоящего
обо-рудования и в большинстве из них дети могут тренировать себя са-мостоятельно,
даже не выходя из дома (на зарядке, во время отдыха при выполнении домашних заданий
по математике, биологии, физике и т.д.), было бы желание.
7. "Оценка" знаний и умений не вызывает
сомнений, здесь все четко и понятно. В оценке же физической подготовленности учителя
практики предлагают множество вариантов. Я считаю, оценочные нормативы должны быть
четко обозначены "5", "4", "3" и "минимум требований".
Ученик должен видеть цель, должен к чему-то стремиться. Желание получить хорошую
отметку заставляет его заниматься дополнительно, только уроками здесь не обойтись,
а это как раз один из вариантов привлечения к самостоятельному физиче-скому развитию
и укреплению здоровья. Важно создавать "ситуации успеха". При этом в начальных
и средних классах большинство оце-нок должны быть за освоение двигательных умений.
За выполнение нормативов для "пятерки" должны быть единые требования.
В ус-ловиях для оценок "4" и "3" учитель может, полагаю, вносить
кор-рективы для отдельных учащихся, учитывая их рост, вес, состояние здоровья (подготовительная
группа), уровень полового созревания, и оценивать динамику улучшения результата.
В старших классах соотношение оценок за знания и
умения, с одной стороны, и за физическую подготовленность, с другой, должно быть
направлено на выполнение госзаказа, а обществу нужны здоровые, физически крепкие
граждане. "Оценка" - четко за выпол-нение требований, так как жизнь порой
предъявляет такие жесткие требования, где цена - сама жизнь.
8. Я согласен с автором программы "Президентские
состязания" Ю.Н. Вавиловым в необходимости создания спортивно-оздоровительного
движения подобного комплексу ГТО, но меня очень смущает "Оценка индивидуального
уровня физической кон-диции" ("Физическая культура в школе", 1997,
№7, с.57).
Рассмотрим одну из формул для вычисления кондиции и опреде-лим необходимые результаты
для оценок "отлично", "удовлетвори-тельно". Например: прыжки в
длину с места для выпускников (воз-раст - 17 лет, юноши). Получается, что для оценки
"отлично" необхо-димо прыгать более 271 см, норматив явно завышен; "удовлетвори-тельно"
от 90 до 179 см - это очень низкие результаты (ниже мини-мальных требований любой
программы). А что такое, от - 1,01 и ни-же? Нужно упасть или прыгнуть в обратную сторону?
В беге юношам на "отлично" нужно бежать на уровне второго взрослого разряда.
Формулы безусловно красивые, но хотелось бы посмотреть на того, кто прыгает и бежит
на оценку "супер" (лучше 360 см и 1 мин. 22 сек.!!!). Нормативы должны быть
достаточными, в меру сложными, но достижимыми. Второй недостаток, требуется заполнять
очень большое количество бумаг - а это время и еще деньги...
Считаю, удобнее взять оценочные нормативы из школьных про-грамм, не ниже минимальных,
а для стимулирования роста результа-тов у одаренных детей включить премиальную систему
очков, окон-чательная оценка по сумме набранных очков во всех видах, или взять за
основу последний комплекс ГТО и внедрять его под другим названием, увязав с тестами
по физической подготовленности и про-граммными требованиями и убрав обязательную процентоманию
в оценке работы физкультурных работников и преподавателей, что не-избежно приведет
к припискам. При этом желательно изменить сис-тему награждения значками. I ступень
на уровне программных тре-бований для учащихся 3 классов не ниже чем на оценку "хорошо"
и не менее половины тестов должны выполняться на "отлично". Сле-дующие ступени
по требованиям для 5, 7, 9, 11 классов. Убрать воз-растную градацию, выполнил требование
- получи значок. Не вы-полнил хотя бы один из тестов - остался без знака, который
показы-вает, что его владелец разносторонне физически развит. Можно раз-работать и
разрядные требования в многоборье по сумме очков за пе-ревыполнение нормативов. На
каждого школьника завести карточку на весь период обучения, подобно: см. Приложение
2, где в разделе другие сведения записывать № приказа и ступень значка, а также разряды
по др. видам спорта. При переводе ученика в другую школу карточка заверяется печатью
и передается туда.
9. Огромное значение имеет достаточность современного спортинвентаря и оборудования,
это позволяет выполнить то или иное упражнение большее количество раз, т.е. увеличивает
плот-ность урока, активность учеников и их обучаемость. Яркая, кра-сивая, удобная
спортивная одежда и качественный спортинвентарь и оборудование - это еще и эстетическое
воспитание. Новый краси-вый мяч хочется взять в руки и играть им и, наоборот, старые
рва-ные гимнастические маты отбивают у детей стремление к занятиям. На деле часто
в школе всего 1-2 мяча. Представьте, в 1 классе на уроке 1-2 ручки и дети учатся писать,
передавая их друг другу. Кроме того, в школах необходимо увеличить количество часов
на внекласс-ную и кружковую работу. Спортзалы не должны пустовать во вне-урочное время.
Не все дети хотят профессионально заниматься спор-том в ДЮСШ, а поиграть в свободное
время, пусть 20-30 минут, тем более не далеко от дома, многие бы не отказались.
Думаю, будет не лишним, учесть вышесказанное при разработке учебных "Программ"
и "Концепции".
10. И, наконец, главным условием формирования интереса и желания заниматься физическими
упражнениями у школьни-ков является учитель.
Важен внешний вид: одежда, телосложение, как двигается, мане-ра общения с учениками
(по одежде встречают); затем профессио-нальная подготовленность; любовь к детям; отношение
к своей дея-тельности и, главное, умение добиваться поставленных целей, т.е. получать
результат. Здесь много решает уровень оплаты его труда. Если он низок, учителю приходится
заботиться о дополнительном заработке или выполнять такой большой объем учебной нагрузки,
что ему становится не до проблем воспитания. Учитель превращается в машину, в урокодателя,
что отражается на качестве результатов работы, а у детей интерес к учителю и его предмету
снижается.
С другой стороны, родители и педагоги призывают ученика хо-рошо учиться, чтобы поступить
в институт и т.д., а ребенок видит, особенно в подростковом возрасте, когда начинает
оценивать себя и взрослых, что преподаватели в школах и вузах, врачи за свой труд
получают меньше уборщицы в какой-нибудь частной фирме. И за-чем учиться? Государство
как бы хочет поднять уровень образова-ния, но выпускники институтов за зарплату ниже
прожиточного уровня работать не идут или долго в школе не задерживаются, осо-бенно
наиболее умные, продвинутые.
Не понятно! Почему оплата работы учителей в начальной школе меньше? Именно здесь
закладывается фундамент знаний, прививает-ся желание и умение учиться.
Хотелось бы коснуться и моральных стимулов. К сожалению и здесь особо похвастать
не чем. Награждают учителей очень мало.
Эти проблемы необходимо решать. От учителя во многом зави-сит, какими будут следующие
поколения.