Проработав более 20 лет преподавателем-тренером по лыжным гонкам в ДЮСШ КамАЗа и
с молодыми спортсменами сборных ко-манд Татарстана и РСФСР, добившись определенных
успехов в под-готовке спортсменов высокой квалификации, пришлось перейти на работу
в общеобразовательную школу. Главная причина - слабое финансирование подготовки спортсменов,
не секрет, спорт - доволь-но дорогое удовольствие. Мне часто задают вопрос: - "Почему
ушел?" Считаю, цель работы тренера одна - искать одарённых детей и готовить спортсменов
высокого класса. Тренер, рабо-тающий без перспективы, без мечты о самом большом успехе
- не тренер. При сегодняшнем отношении к детскому спорту, обманывать детей не хочу.
Найдёшь интересных ребят, а нормально накормить, одеть, обуть, подготовить трассу
(бензин), вывезти на соревнования, подго-товить лыжи (смазки)??? А зарплата? Учитель,
хотя бы количеством уроков, может что-то заработать.
Почему школа? Человек должен заниматься своим делом, кото-рое любит, хорошо знает,
умеет и может делать.
В. Воронков в своих "записках" написал: "Школьный предмет "физическая
культура" единственная дисциплина, которая формиру-ет у учащихся грамотное отношение
к себе, к своему телу, содейст-вует воспитанию морально-волевых качеств, приобретению
знаний и умений в области укрепления здоровья и физического самосовер-шенствования.
Путь раскрытия самого себя здесь нелегок, но доста-точно прям. Так непосредственна
на уроках физической культуры радость открытия самого себя и так горька боль разочарования.
Здесь, и только здесь ребячье самолюбие измеряется самым жестким критерием - физической
полноценностью... Здесь кратчайший путь постижения собственных возможностей. И не
только физических."
В школе немного другие цели, но, даже при скудном финансиро-вании, я могу их решать
весьма неплохо.
Не буду перечислять принципы, формы, методы, средства, приемы обучения и воспитания.
Это лучше раскрыто в любом учеб-нике по педагогике.
Выделю то, что определил важным и нужным для себя, для рабо-ты в новом качестве.
Придя из спорта в общеобразовательную школу, я понял, что ра-бота здесь совсем другая,
приходится работать со всеми детьми, в т.ч. слабыми и даже больными, а не только с
перспективными, физически одаренными. Пришлось переучиваться. Восстанавли-ваю и приобретаю
знания, изучая теоретические источники, с чем-то соглашаюсь и беру на вооружение,
что-то не принимаю и пытаюсь исправить, доработать. Посещаю уроки учителей, имеющих
большой опыт работы в школе, в т.ч. по другим предметам, т.к. детей необ-ходимо изучать
в различных видах деятельности. Для определения потребностей детей, их психических
качеств провожу анкетирование среди учителей-предметников, классных руководителей
и самих де-тей. Сравниваю со своими наблюдениями и выводами.
Провожу анализ проведенных уроков и различных мероприятий, результативность тех или
иных средств, форм и методов, применяе-мых для достижения поставленных целей. Вношу
необходимые кор-ректировки в проведение следующих уроков и мероприятий
Ищу различные подходы к решению педагогических задач, в том числе индивидуальные
и групповые. Физическую культуру нельзя рассматривать только как способ наращивания
мышц и разви-тия физических качеств. Обучение движениям, выработка двига-тельных умений,
спортивные игры и связанная с ними борьба, побе-ды, поражения, все это приходит на
ярком психологическом фоне, оставляя глубокий след в сознании человека, особенно подростка.
Если, в случае неудачи, со всех сторон слышатся смешки, шуточки, то ребенок сникает,
теряется, нервничает, избегает занятий, чтобы не стать посмешищем в глазах товарищей.
Превращение "гадкого утенка" в "прекрасного лебедя" можно ускорить
целенаправ-ленными физическими упражнениями, я даю рекомендации как...
Даю теоретическое обоснование развития физических качеств, сохранения здоровья, физиологические
основы функционирования различных систем организма и т.д. (роль и правила проведения
ут-ренней зарядки, разминки на уроке и перед соревнованиями, "мы-шечный насос"
и его значение для "заминки" после напряженной работы, роль позвоночника
в сохранении здоровья, что такое "су-перкомпенсация" и т.д.). Неосознанное
выполнение упражнений одна из основных причин, которая не позволяет добиться успехов
в физическом воспитании, а главное сделать его спутником жизни, сформировать привычку
к систематическим занятиям. При изуче-нии, объясняя новое упражнение, не разрешаю
выполнять во время моего рассказа и показа. Прошу учащихся включить свой "компью-тер"
- головной мозг, т.к. человек отличается от животных тем, что у него "голова"
командует руками и ногами. Пока голова не поймет, что и как нужно делать, она не может
дать правильную ко-манду мышцам и системам. Если ребенок что-то делал за счет од-ного
показа, но не осознал и не отложил в память своего "компь-ютера", это обычно
быстро забывается и уже на следующем занятии упражнение не выполняется или выполняется
с ошибками.
Сочетание же изложения новых знаний с опробованием их в практический деятельности,
а еще лучше с объяснением ученика, как он это делает - важнейший способ развития творческого
мышле-ния. Объем и глубину теоретических сообщений варьирую в за-висимости от возраста
учащихся, при этом учу правильно назы-вать элементы, движения, добавляю информацию
из области других предметов (ОЦТ, площадь опоры, траектория и т.д.). Важно развеять
мнение некоторых учащихся, что "физкультурник" - это только гора мышц, необходимо
доказывать, что одно другому не ме-шает, а наоборот, помогает. Например. Для объяснения
необходи-мости зарядки провожу корректурную пробу. В классе, где урок Ф.К. в расписании
стоит первым, перед уроком раздаю бланки с набором цифр, нужно зачеркивать определенные
двухзначные числа в тече-ние одной минуты. После урока проводим этот тест повторно.
Ре-зультаты однозначно улучшаются. Объясняю, что после пробужде-ния нервные центры
еще заторможены, поднять то вас подняли, а вот разбудить забыли, поэтому до урока
показатели теста хуже. Физиче-ские упражнения включили в работу все органы и системы,
в том числе и головной мозг, т.е. влияние утренней гимнастики на учеб-ную деятельность
положительное. Не все, но многие после этого, говорят, что зарядку начали делать.
Кроме того, даю домашнее за-дание подготовить комплекс упражнений для проведения разминки
на уроке. Сам разминку на уроке провожу редко, это делают уча-щиеся, получая за проведение
"оценку", здесь сразу видно делает ребенок что-то дома или нет.
Работаю над своей физической подготовкой, т.к. упражнения, включенные в учебную программу
нужно правильно и красиво пока-зать, плюс ученики иногда "интересуются":
"А сами то Вы это може-те?" Приходится доказывать и показывать.
Для обучения учащихся 5-7 классов тактическим действиям в иг-рах привлекаю старшеклассников,
которые это умеют и быстро пока-зывают игровые комбинации. Приглашаю их для показа
во время перемен, пусть не всему классу, а тем, кто успел переодеться. Они, в свою
очередь, показывают во время моего объяснения на уроке. Иногда договариваюсь с дежурными
по школе, и ребята приходят на несколько минут в спортивный зал во время урока. Это
помогает в обучении младших, т.к. они видят к чему нужно стремиться. С дру-гой стороны,
старшеклассники видят мало, что умеющих ребятишек и понимают, что преподаватель их
чему-то научил...
Работаю с классными руководителями и родителями, выступая на педагогических советах,
родительских собраниях и в индивиду-альном порядке (см. - теоретическое обоснование
роли физических упражнений в укреплении здоровья и т.д.). На всех педсоветах и родительских
собраниях поднимаются вопросы качества знаний и оценок по "основным" предметам,
физическая культура к ним оказы-вается, не относится. Объясняю, что высшая математика,
химия и т.д. может быть некоторым ребятам после школы и не пригодится, а быть здоровым
все же лучше и дешевле, чем больным...
Дифференцированно подхожу к оценке освоения новых упраж-нений учащимися и оценке
уровня их физической подготовленно-сти. Если у ребенка что-то не получается, неудовлетворительную
оценку сразу не выставляю, приглашаю на дополнительные заня-тия или даю домашние задания,
определяю время повторного испы-тания, никогда не забываю о "долгах". Важна
не сама оценка, а то, что ученик, в конце концов, сделал это упражнение, выпол-нил
норматив или улучшил свои показатели. Это укрепляет его ве-ру в себя, в свои силы,
поддерживает его стремление к занятиям. Важно создавать "ситуацию успеха".
"Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию
для преодоления трудностей, же-лание учиться". (А.С. Белкин) Школьники должны
понимать, что хорошую оценку необходимо заработать и что это им по силам, т.е. реально.
На каждого ребенка у меня заведена карта физической подготов-ленности (см. приложение
2), куда заносятся результаты выполнения контрольных нормативов, которые принимаю
2 раза в год (осень, весна) на протяжение всего периода обучения. В начале учебного
года и перед выполнением упражнения сообщаю школьникам их предыдущие результаты, что
приводит их к стремлению тот норма-тив улучшить, и многие ищут возможность дополнительно
потрени-роваться.
Уроки физической культуры не удовлетворяют суточную по-требность детей в движениях.
Они выполняют функцию обучения и стимуляции к занятиям физической культурой и спортом.
Мы большое внимание уделяем организации и проведению спор-тивно - оздоровительных
мероприятий в вечернее время, в канику-лы, в программе дней здоровья. В школе работает
несколько сек-ций, где занимаются не только сборные команды, но любой ученик школы,
если у него есть свободное время, приходит и занимается.
Члены сборной команды играют без замены, а остальные меня-ются, как в хоккее. Даем
возможность играть всем, сколько бы ребят ни пришло.
"В спорте жизнь и борьба подчиняются главной задаче - побе-дить. И хоть раз,
ощутив радость упоения боем и внутреннюю лучезарность победы, спортсмен навсегда становится
ее пленни-ком. Спортивные соревнования позволяют человеку лучше узнать самого себя,
а достигая определенного уровня мастерства, он обрета-ет чувство собственного достоинства,
уверенность в себе, в своих си-лах..." (В.В. Кузнецов).
Мы стараемся участвовать во всех соревнованиях, проводи-мых по линии ГУО, кроме этого
поддерживаю связь с коллегами из соседних школ и договариваюсь с ними о проведении
матчевых встреч по футболу и баскетболу. Назначив встречу через две неде-ли, я знаю,
что мои ученики будут готовиться, т.е. лучше работать на уроках, посещать дополнительные
занятия и секции. Активно ра-ботаю с префектурой "Центральная" по организации
и проведению спортивных мероприятий среди детей и подростков по месту житель-ства.
Здесь дополнительный стимул, всегда своевременное награжде-ние в т.ч. призы. Поддерживаю
связь с тренерами ДЮСШ, пригла-шаю их на школьные соревнования для просмотра и отбора
школь-ников для систематических занятий спортом.
В программу дней здоровья кроме выступления специалистов "СПИД-центра",
нарколога, врачей, просмотра фильмов по различ-ным темам оздоровительной направленности
и профилактике право-нарушений с учетом возраста учащихся (ответственные: зам. дирек-тора,
шк. врач); прогулок и игр в лесопосадке (кл. руководитель, ак-тив класса); конкурсов:
рисунков, в т.ч. на асфальте, поделок, "осен-ний букет" и др. (зам. директора,
учитель рисования); обязательно включаем большой спортивный праздник или соревнования,
благо лесопосадка под боком (отв. учителя ФК, кл. рук.).
От четкой грамотной подготовки соревнований во многом
зави-сит не только успешность их проведения, но и повышается интерес учащихся
участию в соревнованиях, достижению в них хороших ре-зультатов и, как правило,
улучшается отношение детей к своему здоровью и физическому развитию. Мы тщательно
разрабаты-ваем и очень подробно расписываем программы дней здоровья, положения
о соревнованиях, памятки по проведению, участию, судейству, рассчитываем время
на различные виды деятельности, назначаем ответственных. Каждый должен знать:
"что делать? как? когда? где?" (Приложение
- 1). |
|
Большое внимание уделяем подготовке мест проведения со-ревнований: "Старт",
"Финиш", "волчатник", флаги, столы и т.д.
Заранее готовим грамоты. Награждение, в обязательном порядке, проводит директор или
завуч школы.
Своевременно вывешиваем протоколы с результатами. Оформ-ляем стенд с фотографиями.
Соревнования превращаем в праздник, который надолго запоми-нают ребята и с интересом
ждут следующего. (литература 29,30,31).
Не буду перечислять все проводимые мероприятия, предлагаю вашему вниманию некоторые
"находки" по организации и проведе-нию спортивно-оздоровительных мероприятий
(Приложение - 1).
О важности наличия в достаточном количестве качественного спортоборудования, инвентаря
и формы говорил выше.
Хотелось бы, конечно, получать спортинвентарь и форму по ли-нии ГУО, но... Однако,
"минимум" для работы мы все же имеем.
При слабом материальном обеспечении школы пытаемся рабо-тать со спонсорами, но больше
делаем сами, работать то все равно надо:
- "Волчатник". Ученики и учителя из дома принесли обрезки ма-терии различных
цветов, не только однотонные, но и с цветами, в го-рошек и т.д. Флажки получились
яркие, веселые. Форма их также различна, лишь по длине немного подравняли.
Ленту нарезали из отходов камазовской тентовой ткани. Сшили на уроках технологии.
- Номера у меня лыжные, эстафетные - "фирменные", но часть уже пришлось
заменить. Используем края старых простыней.
Опять помогли учителя технологии и рисования.
- "Киндеры", пробки и кубики принесли из дома.
- Пластиковые бутылки: пустые используем в зале для обучения технике метания, а с
водой - заменяют кегли, "гранаты".
- "Старт", "Финиш". Фирма ТТС пригласила провести соревно-вания,
попросил изготовить два комплекта, один взял в школу ("за работу").
Есть находки в оборудовании спортивного зала, лыжной базы. Кому интересно, приходите!
Мы тоже не все придумали сами. Что-то увидели у других, доработали, сделали...
Моя деятельность позволила в нашей школе решить следующие вопросы и получить результаты:
- во всех классах уроки ФК ведут специалисты;
- расписание составлено так, что в спортзале занимается всегда один класс (правда
школа у нас небольшая);
- в школе работает педагог дополнительного образования в ве-чернее время и выходные
дни;
- уменьшается количество пропусков занятий в школе из-за про-студных заболеваний;
- результаты выступления сборных команд по всем видам из года в год не сильно, но
улучшаются (из четвёртого десятка в Спартакиаде ГУО мы перебрались в большинстве видов
в первую десятку);
- в 2001 и в 2002 годах сборная команда школы выигрывала городские комплексные соревнования
"Турнир рыцарей "Спарты""
|