Шеблов Геннадий Михайлович - Формирование мотиваций к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности у школьников
На главную
   
 
 
Формирование мотиваций к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности у школьников...>>>

 

Самоанализ педагогической деятельности или
Почему, что и как я делаю.

Проработав более 20 лет преподавателем-тренером по лыжным гонкам в ДЮСШ КамАЗа и с молодыми спортсменами сборных ко-манд Татарстана и РСФСР, добившись определенных успехов в под-готовке спортсменов высокой квалификации, пришлось перейти на работу в общеобразовательную школу. Главная причина - слабое финансирование подготовки спортсменов, не секрет, спорт - доволь-но дорогое удовольствие. Мне часто задают вопрос: - "Почему ушел?" Считаю, цель работы тренера одна - искать одарённых детей и готовить спортсменов высокого класса. Тренер, рабо-тающий без перспективы, без мечты о самом большом успехе - не тренер. При сегодняшнем отношении к детскому спорту, обманывать детей не хочу.

Найдёшь интересных ребят, а нормально накормить, одеть, обуть, подготовить трассу (бензин), вывезти на соревнования, подго-товить лыжи (смазки)??? А зарплата? Учитель, хотя бы количеством уроков, может что-то заработать.
Почему школа? Человек должен заниматься своим делом, кото-рое любит, хорошо знает, умеет и может делать.
В. Воронков в своих "записках" написал: "Школьный предмет "физическая культура" единственная дисциплина, которая формиру-ет у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содейст-вует воспитанию морально-волевых качеств, приобретению знаний и умений в области укрепления здоровья и физического самосовер-шенствования. Путь раскрытия самого себя здесь нелегок, но доста-точно прям. Так непосредственна на уроках физической культуры радость открытия самого себя и так горька боль разочарования. Здесь, и только здесь ребячье самолюбие измеряется самым жестким критерием - физической полноценностью... Здесь кратчайший путь постижения собственных возможностей. И не только физических."

В школе немного другие цели, но, даже при скудном финансиро-вании, я могу их решать весьма неплохо.
Не буду перечислять принципы, формы, методы, средства, приемы обучения и воспитания. Это лучше раскрыто в любом учеб-нике по педагогике.

Выделю то, что определил важным и нужным для себя, для рабо-ты в новом качестве.

Придя из спорта в общеобразовательную школу, я понял, что ра-бота здесь совсем другая, приходится работать со всеми детьми, в т.ч. слабыми и даже больными, а не только с перспективными, физически одаренными. Пришлось переучиваться. Восстанавли-ваю и приобретаю знания, изучая теоретические источники, с чем-то соглашаюсь и беру на вооружение, что-то не принимаю и пытаюсь исправить, доработать. Посещаю уроки учителей, имеющих большой опыт работы в школе, в т.ч. по другим предметам, т.к. детей необ-ходимо изучать в различных видах деятельности. Для определения потребностей детей, их психических качеств провожу анкетирование среди учителей-предметников, классных руководителей и самих де-тей. Сравниваю со своими наблюдениями и выводами.

Провожу анализ проведенных уроков и различных мероприятий, результативность тех или иных средств, форм и методов, применяе-мых для достижения поставленных целей. Вношу необходимые кор-ректировки в проведение следующих уроков и мероприятий

Ищу различные подходы к решению педагогических задач, в том числе индивидуальные и групповые. Физическую культуру нельзя рассматривать только как способ наращивания мышц и разви-тия физических качеств. Обучение движениям, выработка двига-тельных умений, спортивные игры и связанная с ними борьба, побе-ды, поражения, все это приходит на ярком психологическом фоне, оставляя глубокий след в сознании человека, особенно подростка. Если, в случае неудачи, со всех сторон слышатся смешки, шуточки, то ребенок сникает, теряется, нервничает, избегает занятий, чтобы не стать посмешищем в глазах товарищей. Превращение "гадкого утенка" в "прекрасного лебедя" можно ускорить целенаправ-ленными физическими упражнениями, я даю рекомендации как...

Даю теоретическое обоснование развития физических качеств, сохранения здоровья, физиологические основы функционирования различных систем организма и т.д. (роль и правила проведения ут-ренней зарядки, разминки на уроке и перед соревнованиями, "мы-шечный насос" и его значение для "заминки" после напряженной работы, роль позвоночника в сохранении здоровья, что такое "су-перкомпенсация" и т.д.). Неосознанное выполнение упражнений одна из основных причин, которая не позволяет добиться успехов в физическом воспитании, а главное сделать его спутником жизни, сформировать привычку к систематическим занятиям. При изуче-нии, объясняя новое упражнение, не разрешаю выполнять во время моего рассказа и показа. Прошу учащихся включить свой "компью-тер" - головной мозг, т.к. человек отличается от животных тем, что у него "голова" командует руками и ногами. Пока голова не поймет, что и как нужно делать, она не может дать правильную ко-манду мышцам и системам. Если ребенок что-то делал за счет од-ного показа, но не осознал и не отложил в память своего "компь-ютера", это обычно быстро забывается и уже на следующем занятии упражнение не выполняется или выполняется с ошибками.

Сочетание же изложения новых знаний с опробованием их в практический деятельности, а еще лучше с объяснением ученика, как он это делает - важнейший способ развития творческого мышле-ния. Объем и глубину теоретических сообщений варьирую в за-висимости от возраста учащихся, при этом учу правильно назы-вать элементы, движения, добавляю информацию из области других предметов (ОЦТ, площадь опоры, траектория и т.д.). Важно развеять мнение некоторых учащихся, что "физкультурник" - это только гора мышц, необходимо доказывать, что одно другому не ме-шает, а наоборот, помогает. Например. Для объяснения необходи-мости зарядки провожу корректурную пробу. В классе, где урок Ф.К. в расписании стоит первым, перед уроком раздаю бланки с набором цифр, нужно зачеркивать определенные двухзначные числа в тече-ние одной минуты. После урока проводим этот тест повторно. Ре-зультаты однозначно улучшаются. Объясняю, что после пробужде-ния нервные центры еще заторможены, поднять то вас подняли, а вот разбудить забыли, поэтому до урока показатели теста хуже. Физиче-ские упражнения включили в работу все органы и системы, в том числе и головной мозг, т.е. влияние утренней гимнастики на учеб-ную деятельность положительное. Не все, но многие после этого, говорят, что зарядку начали делать. Кроме того, даю домашнее за-дание подготовить комплекс упражнений для проведения разминки на уроке. Сам разминку на уроке провожу редко, это делают уча-щиеся, получая за проведение "оценку", здесь сразу видно делает ребенок что-то дома или нет.

Работаю над своей физической подготовкой, т.к. упражнения, включенные в учебную программу нужно правильно и красиво пока-зать, плюс ученики иногда "интересуются": "А сами то Вы это може-те?" Приходится доказывать и показывать.

Для обучения учащихся 5-7 классов тактическим действиям в иг-рах привлекаю старшеклассников, которые это умеют и быстро пока-зывают игровые комбинации. Приглашаю их для показа во время перемен, пусть не всему классу, а тем, кто успел переодеться. Они, в свою очередь, показывают во время моего объяснения на уроке. Иногда договариваюсь с дежурными по школе, и ребята приходят на несколько минут в спортивный зал во время урока. Это помогает в обучении младших, т.к. они видят к чему нужно стремиться. С дру-гой стороны, старшеклассники видят мало, что умеющих ребятишек и понимают, что преподаватель их чему-то научил...

Работаю с классными руководителями и родителями, выступая на педагогических советах, родительских собраниях и в индивиду-альном порядке (см. - теоретическое обоснование роли физических упражнений в укреплении здоровья и т.д.). На всех педсоветах и родительских собраниях поднимаются вопросы качества знаний и оценок по "основным" предметам, физическая культура к ним оказы-вается, не относится. Объясняю, что высшая математика, химия и т.д. может быть некоторым ребятам после школы и не пригодится, а быть здоровым все же лучше и дешевле, чем больным...

Дифференцированно подхожу к оценке освоения новых упраж-нений учащимися и оценке уровня их физической подготовленно-сти. Если у ребенка что-то не получается, неудовлетворительную оценку сразу не выставляю, приглашаю на дополнительные заня-тия или даю домашние задания, определяю время повторного испы-тания, никогда не забываю о "долгах". Важна не сама оценка, а то, что ученик, в конце концов, сделал это упражнение, выпол-нил норматив или улучшил свои показатели. Это укрепляет его ве-ру в себя, в свои силы, поддерживает его стремление к занятиям. Важно создавать "ситуацию успеха".

"Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, же-лание учиться". (А.С. Белкин) Школьники должны понимать, что хорошую оценку необходимо заработать и что это им по силам, т.е. реально.

На каждого ребенка у меня заведена карта физической подготов-ленности (см. приложение 2), куда заносятся результаты выполнения контрольных нормативов, которые принимаю 2 раза в год (осень, весна) на протяжение всего периода обучения. В начале учебного года и перед выполнением упражнения сообщаю школьникам их предыдущие результаты, что приводит их к стремлению тот норма-тив улучшить, и многие ищут возможность дополнительно потрени-роваться.

Уроки физической культуры не удовлетворяют суточную по-требность детей в движениях. Они выполняют функцию обучения и стимуляции к занятиям физической культурой и спортом.

Мы большое внимание уделяем организации и проведению спор-тивно - оздоровительных мероприятий в вечернее время, в канику-лы, в программе дней здоровья. В школе работает несколько сек-ций, где занимаются не только сборные команды, но любой ученик школы, если у него есть свободное время, приходит и занимается.

Члены сборной команды играют без замены, а остальные меня-ются, как в хоккее. Даем возможность играть всем, сколько бы ребят ни пришло.

"В спорте жизнь и борьба подчиняются главной задаче - побе-дить. И хоть раз, ощутив радость упоения боем и внутреннюю лучезарность победы, спортсмен навсегда становится ее пленни-ком. Спортивные соревнования позволяют человеку лучше узнать самого себя, а достигая определенного уровня мастерства, он обрета-ет чувство собственного достоинства, уверенность в себе, в своих си-лах..." (В.В. Кузнецов).

Мы стараемся участвовать во всех соревнованиях, проводи-мых по линии ГУО, кроме этого поддерживаю связь с коллегами из соседних школ и договариваюсь с ними о проведении матчевых встреч по футболу и баскетболу. Назначив встречу через две неде-ли, я знаю, что мои ученики будут готовиться, т.е. лучше работать на уроках, посещать дополнительные занятия и секции. Активно ра-ботаю с префектурой "Центральная" по организации и проведению спортивных мероприятий среди детей и подростков по месту житель-ства. Здесь дополнительный стимул, всегда своевременное награжде-ние в т.ч. призы. Поддерживаю связь с тренерами ДЮСШ, пригла-шаю их на школьные соревнования для просмотра и отбора школь-ников для систематических занятий спортом.

В программу дней здоровья кроме выступления специалистов "СПИД-центра", нарколога, врачей, просмотра фильмов по различ-ным темам оздоровительной направленности и профилактике право-нарушений с учетом возраста учащихся (ответственные: зам. дирек-тора, шк. врач); прогулок и игр в лесопосадке (кл. руководитель, ак-тив класса); конкурсов: рисунков, в т.ч. на асфальте, поделок, "осен-ний букет" и др. (зам. директора, учитель рисования); обязательно включаем большой спортивный праздник или соревнования, благо лесопосадка под боком (отв. учителя ФК, кл. рук.).

От четкой грамотной подготовки соревнований во многом зави-сит не только успешность их проведения, но и повышается интерес учащихся участию в соревнованиях, достижению в них хороших ре-зультатов и, как правило, улучшается отношение детей к своему здоровью и физическому развитию. Мы тщательно разрабаты-ваем и очень подробно расписываем программы дней здоровья, положения о соревнованиях, памятки по проведению, участию, судейству, рассчитываем время на различные виды деятельности, назначаем ответственных. Каждый должен знать: "что делать? как? когда? где?" (Приложение - 1).

Большое внимание уделяем подготовке мест проведения со-ревнований: "Старт", "Финиш", "волчатник", флаги, столы и т.д.

Заранее готовим грамоты. Награждение, в обязательном порядке, проводит директор или завуч школы.

Своевременно вывешиваем протоколы с результатами. Оформ-ляем стенд с фотографиями.
Соревнования превращаем в праздник, который надолго запоми-нают ребята и с интересом ждут следующего. (литература 29,30,31).

Не буду перечислять все проводимые мероприятия, предлагаю вашему вниманию некоторые "находки" по организации и проведе-нию спортивно-оздоровительных мероприятий (Приложение - 1).

О важности наличия в достаточном количестве качественного спортоборудования, инвентаря и формы говорил выше.
Хотелось бы, конечно, получать спортинвентарь и форму по ли-нии ГУО, но... Однако, "минимум" для работы мы все же имеем.

При слабом материальном обеспечении школы пытаемся рабо-тать со спонсорами, но больше делаем сами, работать то все равно надо:
- "Волчатник". Ученики и учителя из дома принесли обрезки ма-терии различных цветов, не только однотонные, но и с цветами, в го-рошек и т.д. Флажки получились яркие, веселые. Форма их также различна, лишь по длине немного подравняли.

Ленту нарезали из отходов камазовской тентовой ткани. Сшили на уроках технологии.
- Номера у меня лыжные, эстафетные - "фирменные", но часть уже пришлось заменить. Используем края старых простыней.

Опять помогли учителя технологии и рисования.
- "Киндеры", пробки и кубики принесли из дома.
- Пластиковые бутылки: пустые используем в зале для обучения технике метания, а с водой - заменяют кегли, "гранаты".
- "Старт", "Финиш". Фирма ТТС пригласила провести соревно-вания, попросил изготовить два комплекта, один взял в школу ("за работу").

Есть находки в оборудовании спортивного зала, лыжной базы. Кому интересно, приходите! Мы тоже не все придумали сами. Что-то увидели у других, доработали, сделали...

Моя деятельность позволила в нашей школе решить следующие вопросы и получить результаты:
- во всех классах уроки ФК ведут специалисты;
- расписание составлено так, что в спортзале занимается всегда один класс (правда школа у нас небольшая);
- в школе работает педагог дополнительного образования в ве-чернее время и выходные дни;
- уменьшается количество пропусков занятий в школе из-за про-студных заболеваний;
- результаты выступления сборных команд по всем видам из года в год не сильно, но улучшаются (из четвёртого десятка в Спартакиаде ГУО мы перебрались в большинстве видов в первую десятку);
- в 2001 и в 2002 годах сборная команда школы выигрывала городские комплексные соревнования "Турнир рыцарей "Спарты""

и получала путёвки в лагерь для старшеклассников "Компас лидера";
- увеличилось число детей, занимающихся в секциях при школе, в ДЮСШ и клубах;
- улучшаются процентные показатели участия школьников в общешкольных спортивных мероприятиях и плотность показанных в них результатов;
- выпускники (юноши) выполняют программные требования к уровню физической подготовленности в основном на "4" - "5", процент качества обучения у них составил более 90%;
- в других классах отмечается улучшение показателей физиче-ской подготовленности, но не однозначно, а в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств. Программные требования не всегда совпадают с этими периодами;
- на высоком организационно-методическом уровне проводятся уроки, массовые спортивно-оздоровительные мероприятия и соревнования;
- организуем физкультурно-оздоровительные мероприятия и для членов трудового коллектива школы;
- в 2002-03 годах мои ученики показали 59 результатов, выполнив нормативы спортивных разрядов по лыжным гонкам, лёгкой ат-летике, футболу и баскетболу. Всем им были присвоены спортивные разряды и вручены классификационные книжки.

   
        © 2003 г. DS"Venter"