Шеблов Геннадий Михайлович - Формирование мотиваций к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности у школьников
На главную
   
 
 
Формирование мотиваций к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности у школьников...>>>

 

Мотивация к спортивной деятельности.

Основным в формировании правильной мотивации должна стать пропаганда физической культуры и спорта в средствах массовой информации теле-, радиокомпании, газеты, журналы и др. "Закон о ФК и С" в гл. IV ст.21-22 определил направления этой дея-тельности, но на экране получается, что в Российской Федерации два вида спорта - футбол и теннис; в Республике Татарстан хоккей и баскетбол. Даже последние Олимпиады показали кое-как. Кроме то-го, после безразличного комментирования современных "мастеров" этого жанра большого желания идти в спортзалы и на стадионы не появляется. Часто соревнования показывают после полуночи. Для кого? Для кучки фанатов. Где пропаганда? Большинство людей, осо-бенно дети, т.е. те для кого это, в первую очередь, необходимо, уже спят.

Я помню, как после показа зимних Олимпийских игр и чемпио-натов мира по лыжным гонкам, к нам в ДЮСШ приходили дети, же-лающие заниматься этим видом спорта, и на лыжных трассах резко увеличивалось число отдыхающих детей и взрослых. Также, я уве-рен, было и в других видах спорта.

Время показа было удобное. Красивые девушки, стройные сильные парни, эффектные упражнения и комбинации, захватываю-щие моменты напряженной борьбы наряду с непосредственным эмоциональным комментарием Николая Озерова, который "бо-лел" сам за наших спортсменов и зажигал этим зрителей (слуша-телей).
Желательно показывать все чемпионаты мира по ОРТ или РТР, т.е. на общероссийских каналах. Перед ними несколько дней показы-вать яркие моменты предыдущих чемпионатов. Героев прошедших лет забывать нельзя. У них есть чему поучиться, в первую очередь, жажде победы.

"Большое число детей начинают заниматься по медицинским показаниям для укрепления здоровья, корректировки телосложения. Некоторые добиваются затем выдающихся результатов. Яркий при-мер тому Вильма Рудольф (США), перенесшая в детстве полиомие-лит. Несмотря на заключение врачей - "ходить не сможет", она пре-одолевая свой недуг за счет огромной силы воли, стала заново учить-ся ходить. И свершилось чудо: она стала ходить, потом бегать и, ощутив радость свободного передвижения, продолжала трениро-ваться. Вильма завоевала звание чемпионки Олимпийский игр 1960г. в беге на 100м" (Н. Озолин). И таких удивительных примеров в спорте немало. Про таких людей нужно говорить, нужно снимать про них фильмы. Это примеры для подражания.

У нас же, не дай бог, у ребёнка небольшое отклонение в состоя-нии здоровья, мамы правдами и неправдами достают справки - осво-бождения от занятий физической культурой, а медицинские работни-ки им в этом помогают.
Много детей приходит в спорт за компанию с друзьями, других приводят за руку родители, кого-то находят тренеры. Но большое количество способных ребят и девчонок проходит мимо такого увле-кательного многообразного захватывающего мира - мира спорта.

В советском спорте было много мотивов и стимулов, чтобы при-влечь детей и взрослых к занятиям спортом:
- обязательная сдача нормативов комплекса ГТО;
- бесплатная спортформа и спортинвентарь в достаточном коли-честве;
- грамоты, значки, медали, призы, разряды, звания;
- поездки в спортивные лагеря, на соревнования и учебно-тренировочные сборы в другие города;
- талоны на питание перспективным спортсменам (В. Брумель на заре "перестройки и гласности" признался, что это послужило для него начальным стимулом для занятий, т.к. в семье "одним ртом стало меньше"). Сколько детей при современном расслоении об-щества можно привлечь к занятиям, лишь накормив их;
- получение образования, т.к. у спортсменов были преимущества при поступлении в институт;
- госстипендии спортсменам и премии за рекорды, получение за-работной платы за спортивную деятельность ("подснежники");
- получение вне очереди жилья и других материальных благ.

И на всё это денег хватало. Их выделяли: бюджеты всех уровней, профсоюзы, ДСО, администрации предприятий. Даже ЖЭКи опреде-лённый процент от квартплаты выделяли на физкультурно-оздоровительную работу по месту жительства.
Не все в той системе было плохо, кое-что не мешало бы, усо-вершенствовав, возродить.

В последнее время на государственном уровне заметно меняется отношение к спорту, но это ощутили на себе только спортсмены вы-сокого класса. В некоторых местах начали строить грандиозные спортсооружения. С "размахом" проводят некоторые соревнования. Деньги текут рекой… С одной стороны это хорошо, а с другой?
1. Изменений в детском и массовом спорте пока не видно. Спортинвентаря в общеобразовательных и спортивных школах, денег на проведение соревнований и командирование юных спортсменов постоянно не хватает.
2. Не продумана система сохранения молодежи, особенно в видах спорта на выносливость. Посмотрите, сколько было медалистов на первенствах мира среди юниоров. Где они? Лазутину с Даниловой "выбили", а за ними оказывается, никого нет. Вновь те же "грабли", что и после ухода из спорта Кулаковой и Сметаниной. Молодые ухо-дят, т.к. они не видят перспективы. У них мал опыт участия в меж-дународных соревнованиях. Не имея опыта, они не могут достойно конкурировать с лидерами дома и, тем более, за рубежом. Междуна-родных соревнований огромное количество. Молодёжь нужно "обкатывать". Пусть "скамейка" будет длинной. Через 3-4 года они будут создавать хорошую конкуренцию лидерам и провалов больше не будет.
3. В игровых видах спорта очень много "легионеров", Они нуж-ны. У них есть чему поучиться. На "звезд" идет "зритель". Но на Олимпиады и чемпионаты мира должны ехать свои, а для них мест в командах все меньше и меньше. Вновь страдает молодежь! Почему бы не ограничить 20% одновременное присутствие "легионеров" на площадке (поле)? В команде - хоть сколько, на площадке - 20%. Ин-тересы клубов не должны мешать подготовке и комплектованию сборных команд страны.

   
        © 2003 г. DS"Venter"