Шеблов Геннадий Михайлович - Формирование мотиваций к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности у школьников
На главную
   
 
 
Формирование мотиваций к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности у школьников...>>>

 

Представление об этапах психофизиологического развития ребенка и формирования его потребностей.
Особенности мотивации к физкультурной деятельности у детей разного возраста.

Ученые в области медицины, психологии, физиологии, педагоги-ки с беспокойством и тревогой констатируют ухудшение здоровья и снижение физической подготовленности подрастающего поколения. В ряду причин социального, экономического, экологического харак-тера оказывающих негативное влияние на здоровье выделяют образ жизни и, в первую очередь, гиподинамию. Снижение двигательной активности, особенно в детском возрасте, отрицательно сказывается на развитии ребёнка, в т.ч. умственном. (Ю.Н. Вавилов, Г.М. Панов, В.А. Сухомлинский и др.)

Исследования учёных доказывают, что уже в утробе матери, ре-бёнка можно и нужно развивать. Он слышит музыку, речь, адекватно реагирует на физическую нагрузку. Плод в утробе матери время от времени испытывает недостаток кислорода и питательных веществ. Голод заставляет его двигаться. В ответ на движение усиливается приток артериальной крови к материнской плаценте. Крохотный человечек собственным движением добывает себе "хлеб насущ-ный", формирует своё тельце, стимулирует рост органов и тка-ней. Подсчитано, что через два часа после обеда матери плод делает 3-4 шевеления в час. Если же мать не ела 10 часов, то количество ше-велений плода в течение часа возрастает до 50-90! Но беременные женщины нередко едят много и часто, их кровь постоянно насыщена высокопитательными веществами, и бывает, что голодных симпто-мов не возникает. Плод обречён на опасное бездействие. Изобилие питания и связанная с ним гиподинамия сокращают его жизнь ещё до того, как начинается её официальный отсчёт. (Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков.)

Сейчас врачи рекомендуют беременным женщинам не только не увлекаться едой, но и побольше двигаться.

Положительные эмоции у младенцев возникают и развиваются лишь под влиянием удовлетворения потребности во внешних впечат-лениях, иначе говоря в новой информации. Она теснейшим образом связана с потребностью в общении. (Л.И. Божович, Я. Коломинский). Ребёнок с интересом рассматривает новые игрушки, тянется к ним. Его привлекает новая обстановка, декорации. Он улыбается, увидев мать. Он бурно реагирует на возможность двигаться. Потребность в движении ребёнок активно проявляет уже сразу после своего рождения. Когда мать в силу устаревшей традиции пытается туго запеленать своего малыша, он отвечает на это протестом - тужится, кряхтит, морщится. Считают, что движения согревают ребёнка и одновременно способствуют его более быстрому развитию. (Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков). Рекомендуется приучать ребёнка ползать, уже в месячном возрасте он может проползать от 60 см до 1,5 м. Нужно подставлять под стопы малыша ладонь, он от неё будет оттал-киваться.

Полноценное развитие органа, а тем более такого сложного ор-гана как полушария головного мозга, возможно лишь в результате его функционирования. Поэтому мозг нуждается в раздражителях, вызывающих его морфологическое и функциональное развитие. В период до трёх лет у ребенка идет ускоренное формообразование и созревание нервных структур головного мозга. Совершенствование структуры приводит к функциональному скачку: росту познаватель-ных возможностей ребенка как в преддошкольном, так и в особенно-сти в дошкольном возрасте. У этого возраста есть свой пароль: "Я сам!" На что взрослые отвечают не менее традиционным "Нельзя!"

Лозунги выставлены, стороны вступают в неравный бой где по-беда взрослых над стремлением ребенка к самостоятельности равна педагогическому поражению: на выходе либо безвольный и малоак-тивный слюнтяй, либо упрямый и жестокий самодур, (похожий воз-растной кризис назревает при переходе к подростковому возрасту). Психофизиологической основой развития служит подвижность нерв-ных процессов, двигательная память, постепенное накопление и ус-ложнение условно-рефлекторных связей, пластичность ЦНС, улуч-шение функций анализаторов. Чем больше анализаторов (слуховой, зрительный, двигательный и др.) задействовано в деятельности, тем лучше и быстрее развивается мозг. Ограничивать двигательную активность ребенка - значит тормозить его развитие. Под влия-нием постоянных мышечных нагрузок улучшается состояние сердеч-но-сосудистой и дыхательной систем. Движение стимулирует созре-вание ЦНС, увеличивая массу мозга, улучшая его функциональное состояние, в свою очередь ЦНС направляет рост и развитие мышц. Особенно важную роль играет движение в психическом развитии ре-бенка.

Уже в 4 - 7 лет происходит становление координационных меха-низмов двигательной функции, появляется возможность тонких диф-ференцировок в движениях, легко образуются новые условные двига-тельные рефлексы. Исследования показали, что в возрасте от 5 до 12 лет ребенок приобретает до 90 % всех двигательных навыков и умений. Психологи утверждают, что чем больше простых двигатель-ных навыков в этом возрасте осваивает человек, тем легче ему в дальнейшем освоить более тонкую и сложную координацию и специ-альную технику спортивных упражнений. (Н.А. Фомин, Л.Н. Божо-вич, Я. Коломинский, В.Г. Половцев, Г.М. Панов, Н.В. Барышева, В.М. Минияров и др.).

Л.С. Выготский призывал устанавливать оптимальные сро-ки обучения с учетом границ критических периодов развития детей, отличающихся более высокой или менее высокой "обучаемо-стью" (способностью к усвоению знаний, умений и навыков) и раз-личной восприимчивостью к развивающим воздействиям. Факторы, воздействующие на ребенка в процессе обучения и воспитания, могут давать принципиально различный эффект в зависимости от периода его развития (в одни периоды - оптимальный эффект, в другие - ней-тральный, в иные - даже отрицательный). Лишь зная особенности пе-риодов онтогенеза и соответственно нормируя воздействия, можно рационально управлять индивидуальным развитием, оптимально строить процесс обучения и воспитания.

Исследования ученых определили, что такие периоды сущест-вуют и в становлении двигательных функций и развитии физи-ческих качеств.

Если упущено время, пропущена так называемая сенситивная зона, возрастной период, когда наиболее успешно формируются те или иные качества, заполнить пробел в воспитании или знаниях, двигательном опыте почти невозможно. (А. Гужаловский, З.И. Кузнецова, М.И. Станкин и др.)

Каких успехов могли бы достичь люди, если бы ученые разгада-ли тактику основных сенситивных периодов, если бы родители и пе-дагоги точно знали , кого, чему и когда следует учить (Я. Коломин-ский).

Л.Н. Толстой писал: "Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно".

В своем жизненном опыте я заметил, что любой человек охотно делает то, что ему нравится и, особенно то, что у него хорошо получается.

Возраст от 4-5 до 12 лет сенситивный период для развития коор-динационных способностей. Если в этот период, когда стремление двигаться, бегать, прыгать, играть у ребенка так же естественно, как желание дышать, его не научили правильно, свободно, красиво дви-гаться, выполнять различные физические упражнения, то в период полового созревания он будет стесняться своей неловкости, слабости и, чтобы не стать посмешищем в глазах товарищей, будет избегать занятий. Здесь важно научить множеству движений каждого ребёнка, а для этого нужно много занятий, много разнообразного спортинвен-таря и, главное, учить должен опытный специалист.

"Новые потребности возникают у ребенка в процессе развития в связи с усвоением им новых форм поведения и деятельности, с овла-дением готовыми предметами культуры. Научился читать - возникла потребность в чтении, слушать музыку - потребность в музыке" (Л.И. Божович). Добавим: овладев двигательными навыками - потребность в спорте.

Уже в школе радости "дети привыкли к утренней гимнастике..." Я убедился, что привычка делать зарядку закрепляется именно в ран-нем детстве (В.А. Сухомлинский).

Потребность в движении не пропадает в дошкольном и даже школьном возрасте. Она проявляется в древнем как мир инстинкте - игре. Смысл ее с возрастом изменяется от просто игры, к роли в игре, затем качеству выполнения ролей. Перескакивать через этапы иг-ры невозможно - это противоречит основным законам детского развития ...нужно организовать "развивающие игры" (Д.Б. Эль-конин, П.А. Рудик, Я. Коломинский)

"Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не дея-тельностью, а её однообразием и односторонностью" - предупреждал Ушинский.

С возрастом на смену детским играм приходят игры спортивные и вообще занятия спортом. Через изменение положения ребёнка в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми, из-меняются мотивы деятельности от игры к учёбе, связанные с новой социальной позицией школьника; затем к определению своего стату-са, роли и места в коллективе; направленность на себя в период по-лового созревания, где особое место занимает самооценка, подросток начинает строить свою личность, "творить" самого себя; и, наконец, с позиций будущего члена общества, профессиональная направлен-ность деятельности (Л.И. Божович, В.А. Зобков).

Учёные отмечают, что все дети приходят в школу с положи-тельной мотивацией, все хотят учиться. Зобков выделяет в на-чальной школе два типа личности по отношению к учебной деятель-ности: активно-положительный (около 70% учащихся) и пассивно-положительный. Для первых характерно доминирование установок на результат, стремление получить высокие социальные оценки за результаты своей деятельности, склонность к состязательности, к до-минированию в коллективе, умение общаться со взрослыми и свер-стниками, высокие достижения в учёбе и развитии физических ка-честв. Это маленькие индивидуалисты, стремящиеся выделиться. Имеют подвижную нервную систему, высокое перспективное целе-полагание, граничащее с максимализмом, развивающуюся самооцен-ку (завышенную).

Для пассивных школьников характерны сниженная продуктив-ность деятельности (учебной и физкультурной), отсутствие инициа-тивности и самостоятельности, медлительность движений и мышле-ния, эмоциональная напряженность, заторможенность, заниженная самооценка, низкий уровень притязаний. Основой формирования пассивности детей выступают особенности нервной системы и тем-перамента. Следует подчеркнуть, что в переходный период к млад-шему подростковому возрасту у них активно формируются качества и особенности личности, позволяющие им занять более активную по-зицию и в зависимости от поведения взрослых, их участия в деле становления юного гражданина (позиция ученика положительная) будет зависеть перейдут они в подгруппу активных или останутся пассивными.

Сухомлинский считает, что "у 85% неуспевающих и отстающих главная причина отставания, не знания, неудовлетворительной рабо-ты на уроках и дома, второгодничества - плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание, чаще всего совершенно незаметное для врача.

С каждым годом мы всё больше убеждались, что предупрежде-ние болезней и склонностей к заболеваниям, укрепление здоровья - главное условие полноценного умственного труда и всей духовной жизни ребёнка."

Школьников необходимо убеждать, что труд и личное стремле-ние к самосовершенствованию могут компенсировать недостатки те-лосложения, развития физических качеств, не благополучную среду... (М.И. Станкин).

Сила нервных процессов у детей младшего школьного возраста относительна невелика. Резко выражено внешнее торможение при действии сильных, монотонных, длительных раздражителей. Позна-вательные интересы детей ещё довольно неустойчивы. Для них характерна известная ситуативность, дети с интересом могут слушать рассказ учителя, но этот интерес исчезает вместе с его окончанием или, не успев выслушать объяснения учителя, дети начинают вы-полнять упражнения (Л.И. Божович, Н.А. Фомин).

Исследования показали, что в этом возрасте продолжается разви-тие координационных способностей, с 8-9 до 10-11 лет происходит интенсивное нарастание быстроты движений и частоты шагов, скоростно-силовых качеств (дев.), гибкости, равновесия, относи-тельной силы. Применение в школьном уроке игр, требующих вне-запного изменения действий в меняющихся игровых ситуациях, вы-полнения усложняющихся заданий, а также упражнений с различны-ми предметами способствуют совершенствованию качества ловко-сти. Развивается выносливость, но в этом возрасте требуется под-держивать интерес и чаще менять виды деятельности. (Н.А. Фомин, А. Гужаловский, С.В. Хрущёв, М.М. Круглый, М.Я. Набат-никова и др.).

У младших подростков ведущим мотивом становится стрем-ление учащихся найти своё место в классном коллективе. Жела-ние хорошо учиться определяется больше всего их стремлением ока-заться на уровне требований, предъявляемых товарищами, завоевать качеством своего учебного труда их авторитет. И наоборот - самой частой причиной недисциплинированного поведения школьников этого возраста, возникновения у них отрицательных черт характера является неуспех в учении (Л.И. Божович).

"Одно из забавных свойств человеческой природы заключа-ется в том, что каждый человек стремится доигрывать собст-венный образ, навязанный ему окружающими людьми, иной пищит, но доигрывает".
(Ф. Искандер).

При смене школьного коллектива, часто меняются социальные роли учеников, порой на противоположные. Огромное значение имеет начальный момент вхождения ребёнка в новый коллек-тив, именно в этот момент чаще всего и определяется та роль, кото-рую будет играть ребёнок в классе. Ну а роль уже постепенно изме-няет и саму его личность. От роли, которую будет играть новенький, зависит также его эмоциональный тонус, его мнение о себе и даже развитие его умственных способностей. (В.И. Слуцкий).

Для того, чтобы корректировать отношение школьников к учеб-ной деятельности и их поведение в коллективе, он предлагает учите-лю формировать новое общественное мнение о ребёнке и пользовать-ся приёмом движения ролей, подталкивая детей к смене отведённых им ролей на другие, лучшие... что делает их психику подвижной, гибкой, хорошо приспособленной к жизни.
В подростковом возрасте часто складывается относительно ус-тойчивая направленность личности на деятельность выгодную им лично или связанную с интересами коллектива. Интерес к конкрет-ным фактам, расширяющим кругозор учащихся, уступает место ин-тересу к закономерностям, становится устойчивым, дифференциру-ется по областям знаний и приобретает личностный характер, начи-нает побуждать его к активному поиску путей и средств своего удов-летворения в познании об интересующем его предмете, от эпизоди-ческих знаний к углубленным во взаимосвязи с жизненными примерами. (Л.И. Божович). Именно в этом возрасте важно воору-жать учащихся знаниями в области физической культуры и спорта на основе знаний анатомии, физиологии, медицины и формировать осознанную потребность в заботе о собственном здоровье и физи-ческом развитии.

Вступление в годы отрочества - это словно второе рождение че-ловека. Первый раз рождается живое существо, второй раз - гражда-нин, активная, мыслящая, действующая личность, которая видит уже не только окружающий мир, но и саму себя. "Я самостоятельный че-ловек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Я всего добьюсь сам, но мне иногда необходима поддержка старшего друга... Вот что сказал бы подросток, если бы он захотел сказать обо всем откровенно".
(В.А. Сухомлинский)

Ребенок начинает считать себя таким же человеком, как и взрослые, начинает сравнивать себя со взрослыми и другими подро-стками. Оформляются его взгляды на жизнь, отношения между людьми, на свое будущее. Дети начинают ориентироваться не столько на оценку их окружающими людьми, сколько на самооцен-ку, особенно интенсивно формируется чувство собственного дос-тоинства, самоуважения, стремление соответствовать своим соб-ственным требованиям к себе, которые формируются на усвоении общественных норм и нравственных принципов в бытующих в дан-ной среде традициях, в поведении окружающих людей, в их качест-вах личности и т.д. Но ведь "образцы" не однозначны. Они могут представлять собой продукты творческой, созидательной деятельно-сти людей, способствующих прогрессу общества, но они могут быть продуктом негативного опыта, представлять собой ложные взгляды и принципы, отрицательные качества личности.

Социализация ребенка, весь процесс превращения его в психоло-гически зрелого и морально полноценного члена общества, должен протекать под контролем воспитания и прежде всего необходимы организация жизни и деятельности ребенка, его взаимоотношений с окружающими людьми, его отношение к действительности. (Л.В. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).

В период полового созревания меняется и весь внешний вид под-ростка , особенно мальчиков 13 - 15 лет: фигура становится несклад-ной, долговязой, руки и ноги длинными и тонкими, он не знает куда их девать. В то же время подросток с особенным вниманием всматривается сам в себя, и эти изменения внешности могут ока-зать огромное влияние на развитие личности ребенка, если они по-служат основанием для возникновения у него чувства неполноцен-ности или превосходства.
Происходят бурные изменения в коре больших полушарий го-ловного мозга, идет переход от образного детского мышления к мышлению абстрактному.

В связи с неравномерным развитием различных систем : болят мышцы, т.к. не успевают за ростом костей; повышается кровяное давление, т.к. сердце растет, а сосуды не успевают, отсюда голово-кружения, головные боли, чувство усталости; не хватает воздуха, т.к. не успевает расти грудная клетка и т.д. , плюс волнение, связанное с половым развитием.(В.А Сухомлинский).

В подростковом возрасте создаются морфологические и функ-циональные предпосылки для овладения практически любым видом движений, но особенности физического развития подростка тре-буют грамотного соотношения нагрузки и отдыха в зависимости от степени половой зрелости подростка, необходимости щадить его нервные силы для дальнейшей жизни.
Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка выполнять значительные по нагрузке силовые упражне-ния, без соответствующей подготовки пытаться выполнять сложные акробатические, гимнастические и др. упражнения, что может при-вести к перенапряжениям и травматизму. Неустойчивость психики подростка делает необходимым строить процесс обучения физиче-ским упражнениям так, чтобы постоянно поддерживать интерес под-ростка. Упражнения должны быть эмоциональными и оптимальными по сложности. Рационально построенная система занятий физиче-скими упражнениями стимулирует биологические процессы, усили-вая рост и развитие органов и тканей ребенка.

Подростки старшего возраста характеризуются слабостью воли. Они недостаточно организованны, легко пасуют перед трудно-стями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения.
Старшеклассников характеризует направленность в буду-щее, деятельность направлена на приобретение знаний и умений, не-обходимых в будущей профессионально-трудовой деятельности, в физическом воспитании привлекает возможность коррекции и строительства красивого телосложения, развитие силовых и во-левых качеств.

Физические и психологические особенности учащихся разных классов требуют их учета в процессе физического развития.
У детей среднего возраста наблюдается интенсивный при-рост скоростно-силовых качеств (11-12 лет и до 14-15 лет), развива-ется специальная и скоростно-силовая выносливость, сложные коор-динационные действия, общая выносливость с 10 до 13 лет (дев.) и в 13-14 лет мальчики.

В возрасте 15-17 лет рекомендуется развивать абсолютную силу, гибкость, скоростно-силовые возможности и выносливость об-щую и специальную.
(Н.А. Фомин, А. Гужаловский, С.В. Хрущев, Н.Я. Набатникова,
Ю.Г. Крылатых и др.)

Прирост спортивных результатов у детей зависит от естест-венного роста плюс от тренировок. (Естественный рост организма: высокий в 13-14 лет очень высокий в 15-16 лет.)

Приспособление организма к интенсивным нагрузкам происхо-дит, прежде всего, за счет его мощных и подвижных вегетативных систем - дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной. В ходе такого приспособления эти системы быстро совершенствуются, обеспечивая заметный рост спортивных результатов. (Б.В. Валик.).

Большую роль в формировании правильного отношения ученика к учению и школе играет методика оценки его знаний, умений и отношение окружающих к полученным школьным оценкам. Главным при постановке отметки является то, чтобы она оценивала не самого ученика - его возможности и способности, а качество вы-полняемой работы. И в тех случаях, когда ученик получает плохую отметку, очень важно показать ему реальные пути достижения луч-ших результатов. Особенный вред приносит часто имеющийся в не-которых семьях ажиотаж вокруг школьных отметок. Упреки взрос-лых (учителей, родителей) вызывают у школьника отрицательное отношение к отметке и подрывают у него стремление хорошо учиться.

Школьнику, который успешно справляется с учебной рабо-той, начинает нравиться и сам учебный процесс и те интеллекту-альные усилия, которые он при этом делает, и то, что ему удалось до-биться нужного результата (Л.И. Божович).

В журнале "Физическая культура в школе" часто поднимается вопрос оценки по физической культуре, особенно при выполнении нормативов физической подготовленности, лучшим ответом, считаю, будет: "Пусть сегодня не все мои ученики сдадут нормы, но, под-готовившись сдадут их завтра так, чтобы им не приходилось краснеть за несправедливо полученную "оценку", а главное, са-ма подготовка явится для них еще одним фактором укрепления здоровья и силы". (В. Воронков)

   
        © 2003 г. DS"Venter"